Как написать текст вакансии
время прочтения 10 минут.
Если читать лень и хочется больше подробностей - посмотрите запись мастер-класса по быстрому найму линейного персонала
Если читать лень и хочется больше подробностей - посмотрите запись мастер-класса по быстрому найму линейного персонала
Вакансия должна быть как магнит: притягивать подходящих и отталкивать НЕ подходящих.
Для того, чтобы она выполняла свою функцию максимально полно, необходимо сделать её понятной и интересной – чтобы прочтя её, соискатель живо себе представил и саму компанию-работодателя, и себя в ней. Эта картинка должна ему очень понравиться, он должен понять, что ему здесь будет легко и комфортно, потому что он узнает себя со своими качествами и навыками в описании вакансии.
Структура магнитной вакансии - какие в ней должны быть разделы:
- Компания – кто мы такие, куда требуется человек
- Обязанности – что надо будет делать
- Продукт должности – зачем это надо будет делать, для чего мы нанимаем в конечном итоге
- Качества – каким должен быть идеальный соискатель
- Условия – что мы ему предложим
- Возможности – вишенка на торте, супер-бонус, который выгодно отличит вакансию и компанию от конкурентов.
Рассмотрим каждый пункт по порядку:
Компания
В большинстве случаев соискателю важно, куда он устраивается. И именно поэтому стоит описать компанию максимально привлекательно, но без штампов. Для этого стоит написать 5-6 предложений по существу, которые, в общем и целом, должны ответить на следующие вопросы:
- Название компании – кто мы такие, как называемся. Причем тут не всегда стоит писать название компании, иногда лучше указать бренд, но если ваше название само по себе является известным брендом, то смело его и указываем.
- Чем занимаемся, что производим/продаем – не всегда из названия понятно – продаем мы сахар оптом, оказываем услуги по ремонту автомобилей или ведём дела в судах; поэтому стоит указать, чем занимается компания в принципе
- Территория работы – география бизнеса. Где мы работаем? В конкретном районе города? По всему краю/области? Или, может быть, по всей стране? – имеет смысл указать.
- Место на рынке и позиционирование – если вы являетесь эксклюзивным дистрибьютором, официальным дилером, сертифицированным партнёром какого-то известного бренда – об этом стоит написать.
- Срок работы на рынке – как давно вы работаете? Вчера родились, или вашему бизнесу 25 лет?
- Значимые статусные клиенты / контракты / партнеры – если среди ваших клиентов есть известные бренды и личности – напишите об этом. Даже если вы им оказывали разовую услугу четыре года назад – это не отменяет факт того, что «крупняк» вам доверяет. Только не надо врать и писать то, чего не было!
- Цифры – индикаторы для понимания. Вместо того, чтобы писать о том, что вы «лидеры отрасли», «современная, развивающаяся компания», напишите цифрами и фактами.
Вы быстрорастущая компания? – напишите, как вы выросли за прошлый год – сколько магазинов открыли, на сколько процентов вырос штат, может быть, оборот, – что-то, что будет понятно соискателю.
Вы лидеры отрасли? – дайте ссылку на статью в понятном, возможно отраслевом, бизнес-журнале, где вы участвуете в рейтинге и видна ваша позиция.
Вы лидеры отрасли? – дайте ссылку на статью в понятном, возможно отраслевом, бизнес-журнале, где вы участвуете в рейтинге и видна ваша позиция.
Также можно добавить цифр для понимания масштабов должности - например, если нанимаем РОПа, можно указать, сколько человек будет в подчинении. Если нанимаем инженера техподдержки - сколько заявок в день/неделю/месяц он будет обрабатывать и т.д.
- Причины открытия вакансии – дайте соискателю логическое обоснование, почему открылась вакансия: в связи с открытием нового магазина; в связи с ростом количества клиентов; в связи с уходом на повышение предыдущего сотрудника – придумайте какую-нибудь хорошую и логичную причину открытия вакансии.
Пример:
Если писать руками некогда, или это всё кажется сложным, то вы также можете:
Обязанности
Напишите по пунктам, что должен будет делать сотрудник, какие задачи он будет решать? Если есть примеры наиболее часто встречающихся задач – лучше напишите конкретные примеры, нежели общие слова. Чем больше частных случаев будет описано в подробностях, тем лучше.
4-7 пунктов - оптимально. Но основной упор не на количестве, а качестве описания выполняемых задач. Качество описания определяется подробностью и конкретностью, вырванной из контекста.
Пример:
Продукт должности
Какой результат мы ждем от нашего сотрудника?
Не «что делать» (выше), а «что СДЕЛАТЬ», исходя из предыдущего списка действий. Например, уборщица нанимается для того, чтобы было чисто, а менеджер по продажам - для того, чтобы план продаж выполнился.
Подумайте: по каким критериям вы точно и однозначно будете понимать, что этот человек работает «хорошо» или «плохо»?
Не «что делать» (выше), а «что СДЕЛАТЬ», исходя из предыдущего списка действий. Например, уборщица нанимается для того, чтобы было чисто, а менеджер по продажам - для того, чтобы план продаж выполнился.
Подумайте: по каким критериям вы точно и однозначно будете понимать, что этот человек работает «хорошо» или «плохо»?
Пример:
Обязательные качества и навыки
Какими профессиональными качествами должен обладать наш идеальный сотрудник, чтобы выполнять обозначенные ранее задачи? Что он должен уметь делать? Каким должен быть? Какими программами, технологиями, методиками и инструментами должен уметь пользоваться? и т.д.
Сюда же относятся более мягкие, но всё же вырабатываемые и воспитываемые навыки: грамотная устная и письменная речь, умение быстро гуглить и т.д.
Какими личностными качествами он должен обладать наш сотрудник? - быть ответственным? самостоятельным? коммуникабельным? что еще?
Только вместо указанных выше клише и затасканных штампов лучше написать то, как данное качество должно проявляться в вашем случае. Нужен сотрудник "самостоятельный"? - вспомните ситуацию, где и как эта самостоятельность должна проявиться и опишите эту ситуацию.
Только вместо указанных выше клише и затасканных штампов лучше написать то, как данное качество должно проявляться в вашем случае. Нужен сотрудник "самостоятельный"? - вспомните ситуацию, где и как эта самостоятельность должна проявиться и опишите эту ситуацию.
Отталкивайтесь от предыдущего списка "Что надо будет делать" - для каждого пункта напишите хотя бы по одному необходимому навыку. Найдите в памяти рабочую ситуацию, в которой наверняка окажется сотрудник, где потребуются те или иные навыки и качества, и опишите, как именно они должны проявиться.
Соберите минимум по 3-4 основных профессиональных навыка и ключевых личностных качества, которыми должен обладать кандидат. В совокупности лучше будет хорошо уложиться в 7 пунктов - если больше, то есть риск перегрузить вакансию требованиями.
Указывайте ТОЛЬКО обязательные навыки. Желательные (без которых вы готовы рассматривать соискателя с перспективой доучить на ходу) здесь НЕ надо указывать.
Указывайте ТОЛЬКО обязательные навыки. Желательные (без которых вы готовы рассматривать соискателя с перспективой доучить на ходу) здесь НЕ надо указывать.
Собираем два списка (личностные и профессиональные) в один и добавляем в вакансию. Обратите внимание, как я описываю личностные качества - БЕЗ штампов!
Пример:
Желательные качества и навыки
Желательные, но не обязательные навыки имеет смысл выносить в отдельный список, чтобы наш соискатель, примеряя на себя требования, не пугался большого списка и понимал, что даже если у него нет какого-то навыка или опыта – это не беда, и мы сможем его доучить на ходу.
Поэтому всё, что не обязательно, но желательно, пишем ниже.
Поэтому всё, что не обязательно, но желательно, пишем ниже.
Если ваша вакансия не подразумевает подобных пожеланий и все требования являются обязательными, то этот блок можно смело пропустить.
Пример:
Если писать руками некогда, или это всё кажется сложным, то вы также можете:
Анти-требования
Как мы уже говорили ранее – магнитная вакансия притягивает «нужных» и отталкивает «ненужных» соискателей.
За отталкивание «не нужных» отвечает список с анти-требованиями – кого мы точно не возьмем. «Плохой» кандидат должен узнать свои косяки и понять, что мы однозначно обратим на них внимание, и поэтому ему ничего у нас не светит. Таким образом мы, конечно, снизим количество откликов, но зато хорошо поднимем их качество.
Как в случае с личностными качествами, вспомните сотрудников, которые вам НЕ нравились. Кого бы вы точно не хотели видеть? Представьте себе этих людей и ответьте на вопрос: почему?
Что такого было в этих людях? Что они делали или не делали? Как это было? В каких ситуациях проявлялось? - это могут быть как профессиональные, так и личностные анти-примеры.
Будьте осторожны с этим разделом! - он очень сильно повышает качество откликов и при этом так же сильно снижает количество. Его однозначно стоит применять при найме удаленных и не очень квалифицированных сотрудников (когда есть шанс получить сотни откликов) и НЕ стоит применять, если нанимаем узкого, квалифицированного специалиста оффлайн, да еще и при условии, что нужных нам людей в принципе всего несколько десятков в городе - тут уже задача сводится не к тому, чтобы фильтровать неадекватных персонажей, а довести до собеседования максимальное количество.
Пример:
Есть еще несколько человеческих свойств, которые для вас могут быть важны – например, пол и возраст. Для себя вы решили, что вам нужны только девочки или только мальчики.
Но эти требования в вакансии указывать НЕЛЬЗЯ – законодательство Российской Федерации запрещает дискриминацию по полу, возрасту и состоянию здоровья.
Условия
Что мы дадим нашему сотруднику взамен. В это разделе можно написать о следующем:
- Зарплата – сколько человек будет зарабатывать. По данным hh.ru, если ширина вилки более 15%, то такие вакансии получают в 6 раз меньше откликов. Лучше укажите одну цифру, как верхнюю планку – до сколько реально сможет заработать сотрудник в данном месте на данной должности. При этом НЕ стоит писать всю свои логику зарплатообразования - какой оклад, какой процент и т.д. Задача вакансии - привлечь и заинтересовать соискателя, но НЕ отвечать вообще на все вопросы - для этого есть собеседование.
- Устройство по ТК – если вы оформляете сотрудников официально, платите белую зарплату и отпускные – напишите об этом. Если оформляете по ГПХ – тоже напишите. Соискатель должен понимать, куда он идет и на какие условия. Конечно, если у вас черная зарплата в конвертах, то об этом писать не стоит :)
- График работы – со скольких до скольких рабочий день? Приходится ли задерживаться? Как часто? Бывает ли работа в выходные?
- Выставки, командировки и прочие рабочие мероприятия вне офиса – для кого-то они привлекательны, а для кого-то категорически неприемлемы. И если вы честно напишете, что у вас регулярные командировки по России, то, скорее всего, к вам привлекутся те, кто любят командировки и кому подобный режим работы нравится.
- Описание рабочего места – если оно того заслуживает. Если у вас офис в пентхаусе с видом на город, у сотрудников на столах 27-дюймовые мониторы, мягкие кресла с высокими спинками и подлокотниками, просторные кабинеты от 10 квадратных метров на человека и т.д – напишите обо всем этом!
- Район местоположения – где территориально предстоит работать нашему сотруднику? Какой это район города? – для НЕ удаленной работы это очень важно – соискатель должен понимать, откуда и куда ему предстоит ехать. Если не укажете, то рискуете получить много откликов и мало собеседований – потому что только при назначении собеседования соискатель поймет, что для него это неудобная локация.
Для должностей с удаленной работой так и напишите, что работа возможна в любом месте, где вам удобно и где есть интернет. О возможных ограничениях также стоит написать: например, ограничение по часовому поясу.
Пример:
Возможности
Всё, что было написано в предыдущем блоке – это то, что соискатели ждут от любого работодателя по умолчанию.
А что вы можете предложить им ещё? - особо приятный ништячок, вишенку на торте. То, чего нет у других работодателей? Или, может быть, есть, но они об этом не пишут в вакансиях? - может быть, вы платите 13-е зарплаты? Или у вас есть корпоративный фитнес? Или бесплатное питание за счет компании? А может быть, у вас есть корпоративный санаторий, куда вы отправляете своих сотрудников бесплатно? ДМС со стоматологией для сотрудников и их семей? Перспективы карьерного роста до исполнительного директора? Готовы вкладывать силы и время в обучение и развитие своих сотрудников?
А что вы можете предложить им ещё? - особо приятный ништячок, вишенку на торте. То, чего нет у других работодателей? Или, может быть, есть, но они об этом не пишут в вакансиях? - может быть, вы платите 13-е зарплаты? Или у вас есть корпоративный фитнес? Или бесплатное питание за счет компании? А может быть, у вас есть корпоративный санаторий, куда вы отправляете своих сотрудников бесплатно? ДМС со стоматологией для сотрудников и их семей? Перспективы карьерного роста до исполнительного директора? Готовы вкладывать силы и время в обучение и развитие своих сотрудников?
Подумайте и напишите, возможно, и менее глобальные бонусы - пусть это будут мелкие плюшки, вишенки на торте, но хотя бы 5 пунктов чего-то нестандартно-привлекательного добавить необходимо. Даже если вы думаете, что «у всех конкурентов так же» – всё равно пишите. Как там у конкурентов, соискатель всё равно не знает, и если они молчат, а вы заявляете, то вы выигрываете.
Наша задача – выделиться на фоне конкурентов, сделать так, чтобы соискателю захотелось работать именно у нас.
Пример:
Вот собственно и всё - используйте эту методику, и вы гарантированно получите конверсионную вакансию, которая будет привлекать подходящих соискателей.
Если писать руками некогда, или это всё кажется сложным, то вы также можете: